воскресенье, 20 августа 2017 г.

Кена (Quena) - флейта андских индейцев. Знакомство.

     Привет, друзья!
Несколько лет назад мне подарили сувенирную дудочку, купленную у группы южноамериканских индейцев, которые играли свою музыку возле оного из городских рынков. Выглядела она очень непривычно и экзотично. Задав несколько вопросов поисковику в интернетах, я получил довольно скупые ответы в виде многократно скопированных друг с друга статей, дескать, это – индейская флейта, которая называется «кена» (quena). И несколько красивых романтических легенд о её возникновении.
Кроме этого, я увидел, что на них творят индейцы.
Всё. Пропал.
Попытавшись извлечь звук из своего экземпляра, я понял две вещи. Первое: моя дудочка далека от рабочего инструмента, и второе: издать звук таким способом в принципе непросто.
Но если человек чем-то одержим, то препятствия на пути к мечте – вещь малозначительная. Интернет-магазин снабдил меня нормальным инструментом (не всё было так уж гладко, но об этом как-нибудь в другой раз), а Ютуб – некоторым количеством видео о вожделенном инструменте. Но! Испанский язык, на котором говорят на родине кены, – не моя сильная сторона, и поэтому практически на каждом шагу я чувствовал себя обделённым, сидя возле источника и не имея возможности из него почерпнуть. Единичные источники на русском языке доверия не вызывали, ибо авторы, в основном, несильно отличались от моего дилетантского уровня или несли уж вовсе несусветную ересь.
Но вода камень точит, и через полтора года постоянного дудения я начал находить не только тон инструмента, но его звук.
Краешком упомяну, что сто тыщ раз меня одолевал соблазн свалить своё неумение на недостатки инструмента. Но в итоге всегда выяснялось, что проблема не в дудке, а в том, что ты сам – лентяй и торопыга. Конечно, хочется побыстрее и попроще, но если задуматься, куда торопиться? Это же – мечта, и по сути неважно, какое время уйдёт на её достижение. Главное, чтобы процесс доставлял удовольствие.
И одна из постоянных мыслей в то время была: «Отдал бы всё, что угодно, если бы было, кому задать вопросы, и если бы кто-то объяснил мне, дураку, в чём мои косяки». Но задать вопрос было некому, и ощущение безысходности и одиночества сопровождало меня практически всё это время.
Время идёт, дудка играет, и пришёл момент, когда задумался не только о себе. Мне ведь не жалко поделиться. И я ведь не один такой, кому мечта о звуке этой дудки не даёт спать по ночам и кто, по стечению обстоятельств, не владеет испанским языком. А в наше время поделиться проще всего с помощью видеокамеры и упомянутого Ютуба.
Вот и возник ещё один канал на просторах сети, на котором один больной музыкой и инструментами человек говорит о редких в наших широтах штуках, из которых можно извлекать звуки разными способами.
Вкратце.
Кена (quena) – это флейта с так называемым открытым свистком. Она имеет клин, о который воздушная струя, формируемая губами исполнителя, рассекается, и получается звук.
Она имеет шесть игровых отверстий на верхней стороне и одно - на нижней. Нижнее отверстие открывается нечасто. Отверстия перекрываются подушечками пальцев. Размер отверстий в первое время удивляет, но позже позволяет использовать приёмы игры, затруднительные для инструментов с маленькими дырками.
Чаще всего кена имеет строй соль-мажор, но профессиональные исполнители имеют набор дудок разных тональностей. Кена имеет разновидности по размерам: большая кеначо (quenacho) и маленькая кенилья (quenilla).
В общем, начинаем знакомиться с этим замечательным инструментом. Конечно, невозможно всунуть в несколько строчек опыт десятка лет общения с инструментом, поэтому подробнее продолжим в следующий раз.
А пока – приятного просмотра!



Комментариев нет:

Отправить комментарий