Привет, друзья!
Несколько лет назад мне подарили
сувенирную дудочку, купленную у группы южноамериканских индейцев, которые
играли свою музыку возле оного из городских рынков. Выглядела она очень
непривычно и экзотично. Задав несколько вопросов поисковику в интернетах, я получил
довольно скупые ответы в виде многократно скопированных друг с друга статей,
дескать, это – индейская флейта, которая называется «кена» (quena). И несколько красивых романтических
легенд о её возникновении.
Кроме этого, я увидел, что на них
творят индейцы.
Всё. Пропал.
Попытавшись извлечь звук из
своего экземпляра, я понял две вещи. Первое: моя дудочка далека от рабочего
инструмента, и второе: издать звук таким способом в принципе непросто.
Но если человек чем-то одержим,
то препятствия на пути к мечте – вещь малозначительная. Интернет-магазин
снабдил меня нормальным инструментом (не всё было так уж гладко, но об этом
как-нибудь в другой раз), а Ютуб – некоторым количеством видео о вожделенном
инструменте. Но! Испанский язык, на котором говорят на родине кены, – не моя сильная
сторона, и поэтому практически на каждом шагу я чувствовал себя обделённым,
сидя возле источника и не имея возможности из него почерпнуть. Единичные источники
на русском языке доверия не вызывали, ибо авторы, в основном, несильно
отличались от моего дилетантского уровня или несли уж вовсе несусветную ересь.
Но вода камень точит, и через
полтора года постоянного дудения я начал находить не только тон инструмента, но
его звук.
Краешком упомяну, что сто тыщ раз
меня одолевал соблазн свалить своё неумение на недостатки инструмента. Но в
итоге всегда выяснялось, что проблема не в дудке, а в том, что ты сам – лентяй и
торопыга. Конечно, хочется побыстрее и попроще, но если задуматься, куда
торопиться? Это же – мечта, и по сути неважно, какое время уйдёт на её
достижение. Главное, чтобы процесс доставлял удовольствие.
И одна из постоянных мыслей в то
время была: «Отдал бы всё, что угодно, если бы было, кому задать вопросы, и если
бы кто-то объяснил мне, дураку, в чём мои косяки». Но задать вопрос было
некому, и ощущение безысходности и одиночества сопровождало меня практически
всё это время.
Время идёт, дудка играет, и
пришёл момент, когда задумался не только о себе. Мне ведь не жалко поделиться.
И я ведь не один такой, кому мечта о звуке этой дудки не даёт спать по ночам и кто, по стечению обстоятельств, не владеет испанским языком. А в наше время
поделиться проще всего с помощью видеокамеры и упомянутого Ютуба.
Вот и возник ещё один канал на
просторах сети, на котором один больной музыкой и инструментами человек говорит
о редких в наших широтах штуках, из которых можно извлекать звуки разными
способами.
Вкратце.
Кена (quena) – это флейта с так называемым
открытым свистком. Она имеет клин, о который воздушная струя, формируемая
губами исполнителя, рассекается, и получается звук.
Она имеет шесть игровых отверстий
на верхней стороне и одно - на нижней. Нижнее отверстие открывается нечасто.
Отверстия перекрываются подушечками пальцев. Размер отверстий в первое время
удивляет, но позже позволяет использовать приёмы игры, затруднительные для
инструментов с маленькими дырками.
Чаще всего кена имеет строй соль-мажор,
но профессиональные исполнители имеют набор дудок разных тональностей. Кена
имеет разновидности по размерам: большая кеначо (quenacho) и маленькая кенилья (quenilla).
В общем, начинаем знакомиться с
этим замечательным инструментом. Конечно, невозможно всунуть в несколько
строчек опыт десятка лет общения с инструментом, поэтому подробнее продолжим в
следующий раз.
А пока – приятного просмотра!
Комментариев нет:
Отправить комментарий