понедельник, 28 августа 2017 г.

Кена (Quena), флейта андских индейцев. Особенности кеначо.

Привет, друзья! Кена – инструмент , имеющий очень красивый тембр, и при должном умении исполнителя, вряд ли оставит равнодушным слушателя и произведёт особое впечатление. Она может играть как сольно, исполняя ведущую роль, так и быть частью ансамбля, привнося в звучание группы инструментов очень специфические краски. Мы уже говорили о том, что в силу своей конструкции, кена имеет некоторые сложности с игрой в различных тональностях, и поэтому профессиональные исполнители имеют целый набор инструментов разных тональностей и используют их в зависимости от ситуации. Ну и кроме прочего, разные инструменты и по звучанию отличаются друг от друга. Соответственно, возникает необходимость хотя бы условно отличать одну дудку от другой. В общем, ситуация довольна типичная, и большинство академических инструментов имеют такую же историю и теперь представляют целые семейства.
Кена имеет несколько разновидностей, которые условно подразделяются по размерам. Сама по себе кена (quena), как мы уже говорили, чаще всего имеет строй соль. Да, да, бывают инструменты и в фа, и в ля, но я говорю «чаще всего», и давайте на этом остановимся для ясности. Она замечательна сама по себе, и это самая распространённая и универсальная разновидность, просто чудо.
Есть такие малепусенькие дудочки, которые играют выше кены, и выполняют, возможно, роль флейты-пикколо в оркестре. Называются они кенилья (quenilla). По звуку кенилью можно сравнить с гвоздём, который торчит сквозь любую музыкальную ткань, и спрятать её решительно невозможно, при неумелом использовании она просверлит мозг с поразительной быстротой. Но в некоторых случаях именно она справляется со своими задачами лучше остальных.
И ещё одной разновидностью кены является кеначо (quenacho). Вот об этой дудке стоит поговорить поподробнее. Начнём с того, что это - крупная разновидность кены, которая чаще всего строит в ре, то есть в кварту вниз от соль. Казалось бы, ничего необычного, ну просто ниже играет. Но в силу своего размера, кеначо имеет такой красивый тембр, что я, возможно, поставил бы её первой в конкурсе на роль главной лирической героини. Это сугубо моё мнение, от которого я не отступлюсь. Обожаю эту дудку. И если предположить логически, то в ансамбле ей отводится роль альтового инструмента, который создаёт поддержку главным звёздам, которые играют выше.
Но при сольной игре она раскрывается как никто другой. При довольно низком голосе, она даже в верхних регистрах не имеет тех пронзительных призвуков, которыми грешат её более мелкие родственницы.
Конечно, за всё в этом мире приходится платить, и кеначо – не исключение. В нашем случае, размер имеет значение, и с ним связан ряд некоторых неудобств. Прежде всего, в руках она ощущается совершенно по-другому. И человек, который лишь недавно худо-бедно освоился с мыслью о том, что на кене с её большими дырками играть вполне возможно, взяв в руки кеначо, теряется окончательно. Что уж говорить о тех, кому выпало познакомиться сразу с XXL! Ужас, да и только.
Но нет преград для человека, одержимого любовью к музыке вообще и к инструменту в частности! Люди вон даже на арфе играют, да ещё как! А вы пробовали когда-нибудь переносить арфу? То-то же!
Поэтому и кеначо – вовсе не кошмар, а просто требует индивидуального подхода. Прежде всего, её нужно правильно взять в руки. Для этого читаем и смотрим всё, что говорили о кене и кладём пальцы левой руки на верхние дырочки так же, как и на кене. Расстояния между дырочками побольше, но это не критично. А вот правая рука окажется гораздо ниже, чем при игре на кене, поэтому ваши пальцы сразу окажутся в недоумении. Успокоим их, сказав, что так сильно растягиваться им не придётся. Положим безымянный пальчик на нужную дырочку, перекрыв её, чтобы ему было удобно, а потом просто опустим средний и указательный на их законные места. При этом кисть правой руки окажется под некоторым углом к продольной оси инструмента, а пальцы окажутся в соприкосновении со своими дырками не первыми, а вторыми фалангами, теми, которые ближе к ладони, сохраняя своё естественное положение. И всё, никаких ужасов растяжки из секретных техник Шао-Линя. Да, это немного непривычно, но и ходить, и писать на бумажке мы тоже не сразу научились. Тем более, некоторые без проблем научились есть китайскими палочками, а это, по-моему, гораздо сложнее.
Ну вот и всё, главная сложность в освоении именно кеначо осталась позади, и впереди вас ожидает лишь радость общения с этим удивительным инструментом. Добавлю лишь, что всё-таки, из-за размеров инструмента, амплитуда движений пальцев несколько увеличивается. Из-за этого проигрывать какие-то быстрые пассажи всё же несколько сложнее. Но, во-первых, не беда, а во-вторых, голос именно этого инструмента того стоит, сто процентов, век на форточке не кататься!

Традиционные иллюстрации в виде движущихся и говорящих картинок смотрите ниже.


1 комментарий:

  1. ребята вы что тупите. наверное это ваш заработок. ничего реального от вас не услышать

    ОтветитьУдалить