среда, 23 августа 2017 г.

Кена (Quena), флейта андских индейцев. Дыхание и артикуляция.

Кена – духовой инструмент. Из этого напрямую следует, что главным условием для звучания является дыхание. С чего бы мне утверждать очевидные вещи, спросите вы. А с того, что взяв в руки инструмент, начинающий музыкант через полторы секунды о дыхании забывает. Вот так. Всё его внимание сосредоточено на руках с пальцами, губах и дудке. И начинается.
Тут могут быть варианты. Чаще всего новобранец, стараясь закрыть сразу все дырки пальцами (а мы-то уже говорили, что проще всего осваивать кену с полностью открытых дырочек), очень настороженно и неуверенно направляет струйку воздуха на лабиум (это тот самый клин на прорези кены), не особенно надеясь на звук. Звук возникает, но он похож на сквозняк в трубопроводе, и к музыке отношения не имеет.
Второй вариант подразумевает решительного человека, который старается не показать своей неуверенности (но мы-то знаем, что человек с непривычным предметом в руках не может чувствовать себя уверенно), и решает кавалерийским наскоком освоить хитрости звукоизвлечения, благо, сила лёгких позволяет. Случайность – страшная сила, и может возникнуть звук, сравнимый с паровозным свистком (ну как в кино), и тоже довольно неприятный и громкий. К слову, к музыке такой свист тоже не относится.
После первых неудачных попыток логика начинает подсказывать, что стоит поискать некий средний вариант, где будет меньше паники и больше здравого смысла. И через некоторое время особо настойчивые действительно добиваются относительно продолжительного звучания флейты. Очень неуверенно и прерывисто, но дудочка звучит, ура-ура.
Но начало звука не имеет определённого момента. Иными словами, у звука отсутствует атака. То есть, постепенно усиливая поток воздуха, мы опытным путём добиваемся звука. Через некоторое количество повторений мы добиваемся относительно стабильных результатов. Ну и славненько.
Ну вот, прогресс есть, сплюньте, чтоб не сглазить. Начали сплёвывать? Стоп, замрите! Вот теперь продолжайте сплёвывать в дудочку (прости меня, кена!), но только символически, слюней не надо! Поздравляю, вы только что освоили очень важный технический приём. Именно с этого плевочка начинается практически любой звук при игре на флейте. Именно это движение и создаёт атаку, то есть подчёркивает момент начала звука и позволяет чётко извлекать ноты. В других источниках это движение обозначают как «ту». Кроме того, положение губ при этом тоже довольно близко к необходимому.
Забегая вперёд, можно сказать про способ вообще быстрых нот, перемежая «ту» с «ку». Это немного сложнее, поскольку всё-таки отличается от естественного положения языка, но при должной практике нет ничего невозможного.
Вот так неожиданно, благодаря традиционным суевериям, мы подошли к понятию артикуляции. Артикуляция позволяет нам во-первых, вовремя начать и закончить звучать, отделить ноты друг от друга в музыкальной фразе и во- вторых, непосредственно влияет на качество звука в целом. К артикуляции мы ещё вернёмся позже, а пока вернёмся к дыханию.
Или нет. Давайте поиграем в лошадок! Ну-ка, детки, как фыркает лошадка? Раз-два-три! Так, не ржать, а фыркать! Ладно, проржитесь. А теперь снова фыркаем! Но мы же с вами взрослые люди, скажут закомплексованные снобы. Я мог бы ответить, говорите за себя! Но не буду. А соглашусь, и предложу понаблюдать, что же происходит внутри нашего тела в момент, когда расслабленные губы очень смешно шлёпают в потоке воздуха? Подсказка: воздух, опираясь на напряжённую диафрагму (это мышечная перегородка, отделяющая органы брюшной полости от органов грудной клетки и позволяющая нам дышать), абсолютно свободно, не встречая никакого сопротивления вплоть до самых губ (а они всё ещё шлёпают, хи-хи), выходит ровным потоком.
Постараемся запомнить свои ощущения, и теперь попытаемся воспроизвести этот ровный выдох во время игры. Во время игры на кене, с лошадками закончили! Если всё делать правильно, то поток воздуха, оставаясь ровным, вызовет ровный по тону, то есть без колебаний выше-ниже, звук. Именно это упражнение и будет главной забавой в первое время. Можно развлекаться, открывая и закрывая дырочки
И да, возможно это неочевидно, поэтому крупными буквами: вдох диафрагмой, то есть, животом. Вдох короткий, нужно тратить на него минимум времени.
Кстати, для развития длинного выдоха, полезно считать Егорок. Это такая скороговорка, «тридцать три Егорки» называется. Ладно, можете не лезть в Гугл, вот вам:

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:
Раз Егорка,
Два Егорка,
Три Егорка…
( И так до тридцати трех Егорок.)

Важный момент: перед первым Егоркой делаем вдох, и считаем всех на одном выдохе, в голос, так, чтобы было слышно.

Я понимаю, что даже взрослые люди любят книжки с картинками, поэтому вот вам видео. Делалось оно давно и не такое подробное, но в целом обо всём об этом же.


Пока!

Комментариев нет:

Отправить комментарий