пятница, 25 августа 2017 г.

Кена (Quena). Поговорим о красоте.

Привет, друзья! Желание взять в руки незнакомый инструмент и начать его осваивать чаще всего возникает под впечатлением от прослушивания какой-то музыки. В голове сразу же возникают заманчивые картины того, как легко и непринуждённо мы создаём нечто подобное самостоятельно, приобщаясь к чуду возникновения музыки. И это правильно, ибо музыка – и вправду чудо. Почти уверен, что именно эти впечатления заставляют людей задавать вопросы типа «А трудно ли научиться играть на (название вставьте сами) и долго ли учится?» Отвечу сразу, независимо от инструмента: да, учиться всегда трудно, и да, придётся учиться всю жизнь.
Если человек в силу огромного желания или просто оптимизма (легкомыслия) не испугался такого сурового предупреждения, он начинает двигаться к мечте, ведь в конце пути ожидается катарсис. Но по дороге к мечте мы с удивлением отмечаем, что даже самый малый прогресс связан с усилиями, и результат часто не совпадает с нашими ожиданиями. Но это нормально.
Научившись извлекать звук из дудки и с первого раза попадать пальцами по дыркам, нам сразу же хочется творить. Тем более, что мелодия из «Титаника» или «Одинокий пастух» манит с раннего детства. Имея слух и безудержное стремление, мы за пару дней подбираем мелодию и начинаем священнодействовать. И вываливать плоды на Ютуб. Клинические случаи мы рассматривать не будем, но большинству после прослушивания себя становится стрёмно. Чего-то не хватает, как-то всё это не по-индейски, в рекламных проспектах фантазии это выглядело более феерично.
Дело в том, что сам по себе инструмент, независимо от конструкции – всего лишь кусок дерева, ну или несколько кусков. Вся красота его и национальный колорит, если говорить об этнических инструментах, заключена даже не в мелодиях. Народные мелодии чаще всего не представляют из себя ничего сложного. Объяснить это легко. Любой крестьянин от сохи должен их легко воспроизвести без круглосуточных тренировок. Поэтому часто играть просто мелодию довольно скучно, и колоритом всё равно не пахнет. Так где же та волшебная кнопка с названием «красота», нажав которую, мы превращаемся в настоящих индейцев?
А вот как раз для таких целей и существует в музыке такая штука, как мелизмы, то есть украшения. Эти украшения могут быть более-менее общими для музыки в целом, есть мелизмы, присущие, например, семейству инструментов, а есть такие, которые случаются благодаря конструкции конкретного инструмента. Бывает, что в какой-то музыкальной культуре используют в основном некий традиционный набор приёмов и украшений, которые в сочетании с узнаваемым тембром инструмента и создают характерное звучание. И в принципе, просто играя музыку, не важно, какую и используя какой-то инструмент и присущие ему приёмы, мы имеем возможность придать звучанию глубину экзотических культур.
Так, с пафосом закончили, и теперь по делу. Большинство мелизмов никаких новостей из себя не представляют. Так, например форшлаг и трель играются как на обычной поперечной флейте, так и на кене, бансури или какой-нибудь дидзы. То есть, технически. Но даже они могут звучать по-разному, в нашем случае, по-индейски.
Для начала разберёмся, что такое трель. Можно погуглить, но я попробую так. Трель – это такой приём, когда мы во время игры быстро-быстро чередуем две ноты. Чаще всего, это две соседние ноты, и мы просто открываем и закрываем дырку пальцем. При этом, ноты друг от друга не отделяются и звучат слитно, то есть легато. Это один из самых распространённых приёмов, который позволяет внести разнообразие в унылую жизнь долгих нот, придавая некое ощущение праздника.
Если разобрать трель на части, ну или представить её в виде цепочки одинаковых движений, то одно звено этой цепочки будет называться форшлагом. Сложно на словах, но попробую объяснить. В конце концов, всё равно к статье видео прикручу, там понятнее. Короче форшлаг – это быстрая, но короткая смена нот, тоже легато. Сейчас будет смертельный номер, я постараюсь изобразить. Звучит это как (быстро) та-ра-да или та-ра. Кошмар, никому не рассказывайте, меня засмеют. Но тем не менее, этот приём позволяет сделать из нот такой себе микрофейерверк, когда мелодия начинает искриться всякой мелочёвкой, которая как раз и характерна для народных музыкантов. Причём по моим наблюдениям, именно индейцы очень часто используют в форшлагах довольно широкие интервалы. То есть, используют ноты, стоящие далеко друг от друга в звукоряде. Мало того, форшлаг, ну или очень похожая штука часто используется в качестве разделителя двух продолжительных нот вместо удара языка. То есть, при этом очень-очень короткая нотка выполняет именно ритмическую функцию, а не звуковысотную. А звучание мелодии при этом изменяется довольно ощутимо в сторону этничности.
А помните, как вы жаловались, что ваших пальчиков не хватает, чтобы перекрыть эти большие и страшные дырки? Так вот сейчас я расскажу вам про штуку, которой позавидуют все, играющие на маленьких дырочках или на инструментах с клапанами. Это очень крутая штука, и в англоязычных источниках она называется бэнд или слайд, а в академической музыке – глиссандо.
Суть вот в чём. Во время звучания ноты мы очень плавно открываем отверстие, смещая подушечку пальца вверх или вниз вдоль оси инструмента, как бы прокатывая его. При этом высота звука плавно меняется, и чёткой границы между нотами нет. Слушается очень эффектно. Понимаете теперь, зачем нам нужны большие дырки? То-то! Причём эта штука работает как вверх, так и вниз, просто порядок действий обратный. Скажу по секрету, что если заморочиться, то можно наловчиться играть глиссандо через всю октаву, поочерёдно открывая вот таким способом дырочки на всём грифе. И это – вообще бомба! А если то же самое очень быстро сделать в начале какой-нибудь высокой ноты, то это тоже классно звучит, послушайте индейцев, обязательно услышите.
В общем, освоив основные приёмы украшения, можно из любой унылой последовательности нот сотворить праздник, ну или просто пустить пыль в глаза неподготовленным слушателям. Аутентичные исполнители вообще не стесняются, раскрашивая мелодию направо и налево, ибо кашу маслом не испортишь, тем более, не услышишь двух одинаковых вариантов исполнения.
Вот теперь у вас есть, чем заняться с удовольствием, после скучных упражнений.

Ну и кино в качестве иллюстрации, куда же без него.


Комментариев нет:

Отправить комментарий