вторник, 29 августа 2017 г.

Кена (Quena), флейта андских индейцев. Выбор инструмента.

Привет, друзья! Просто удивительно, какими путями попадают к нам наши инструменты. Как-то так сложилось, что мои музыкальные пристрастия отличаются некоторой экзотичностью, и за это спасибо именно кене. Естественно, начиналось всё с блокфлейты уже больше двадцати лет назад, и довольно долгое время я был всем доволен и не особенно стремился расширять список любимых дудок. Но в какой-то момент мне подарили сувенирную кену, я удивлённо посмотрел на неё и решил узнать, что же это такое? Одним из вариантов в поисковике было видео, где индейцы жарили на таких флейтах, и впечатление от этого определило мою дальнейшую жизнь на несколько лет вперёд.
Первейшим вопросом стал, конечно же, вопрос, где добыть инструмент. Естественно, сегодня музыканту гораздо проще решить для себя проблему выбора и приобретения инструмента, ибо Интернет – великая сила и всё такое. Но! Если вдруг человек озадачится приобретением экзотики, то его ожидает несколько трудностей, и первая из них – отсутствие исчерпывающей информации по данному вопросу. Да, да, я знаю о существовании Интернета, это же очевидно, но мы же помним, что там, где играют на кене, в основном говорят по-испански, да? А в наших школах испанский, мягко говоря, не самый ходовой из иностранных языков.
Второй момент – найти тех, кто эти инструменты делает и продаёт. Как-то Hohner не торопится выпускать кены. Это сильное упущение с их стороны, я считаю. Поэтому поисковый запрос типа «quena» нет-нет, да и выдаёт ссылочку на продавцов. Тут главное – не нарваться на откровенно немузыкальную продукцию.
В общем, новичку в этих вопросах практически не за что уцепиться в качестве отправной точки. Вот для таких случаев, я думаю, и будет полезна эта писанина.
Начнём по порядку. О разновидностях кены мы говорили ранее, и можно добавить лишь, что начинать лучше всё-таки именно с кены в строе соль. Во-первых, все обучающие материалы, в том числе аудио и видео, записаны именно для этой дудки. Во- вторых, на ней довольно удобно играть в соль-мажоре, ми-миноре, а также в до-мажоре и ля-миноре. Людям, играющим на гитаре, не нужно объяснять, что такое ля-минор. Всем остальным скажу: на гитаре ля-минор – это наше всё! То есть, рано или поздно, но вам захочется аккомпанемента, а тут и ля-минор, поэтому сосед Лёха с гитарой без труда составит вам компанию. И да, чуть не забыл, кену в соль проще всего найти.
А из какого материала выбрать себе инструмент? Вот тут есть варианты. То, что попадало в мои руки, было сделано из: ПВХ, бамбука, тростника, якаранды, кости, эбонита. Мой выбор – тростник (бамбук), поясню позже, а пока про остальные.
ПВХ – забавный материал, иногда вполне подходящий для дудок, но не кены. Хотя многие возразят, типа, я сделал себе дудку из ПВХ, стоит копейки, играю сто лет, полностью доволен. Возможно. Но это – вопрос уровня претензий. Если слаще морковки ничего не пробовал и не собираешься издавать звуки приятнее стонов проклятой души, прилагая к этому массу ненужных усилий, то ПВХ – вполне приемлемый вариант. Но мы говорим об инструменте, поэтому с ПВХ закончим.
Якаранда – одна из разновидностей палисандра. Инструменты из неё получаются чудесные, не самые дешёвые, но очень хорошие, правда. И звучат прекрасно, и выглядят изумительно. Есть только один момент, и я столкнулся с ним вплотную. Есть у меня такая флейта, купил несколько лет назад, и в первое время не мог нарадоваться. Но через месяц или около того появилась очень неприятная аллергия, Вот так, для жителя средней полосы, оказывается, плотное общение с такими экзотическими материалами чревато несовместимостью. Обидно было до слёз, но делать нечего, пришлось искать другие варианты.
Эбонит – весьма неплохой материал, как оказалось, неплохо звучит, выглядит очень солидно. Держишь в руках и понимаешь: вещь! Но дорогой, собака, да и найти готовый инструмент из этого материала практически нереально.
Кость. Была у меня костяная флейта, но, к сожалению, очень недолго. Оказалось, что кость, несмотря на внешние отличия, по своим свойствам очень похожа на дерево. То есть все недостатки древесины, связанные с её внутренним строением, присущи и кости. Даже в большей степени, поскольку внутренние напряжения в кости гораздо сильнее. В общем, моя костяная флейта лопнула практически сразу без всяких видимых причин. Перепады температуры и влажности для кости – кромешное зло, и никогда не знаешь, когда она сделает «щёлк». В реалиях нашего климата и отопительного сезона это приобретает решающее значение.
На картинках и видео видел флейты из всяких композитов, даже из стекла, но ничего о них сказать не могу.
Мой выбор – бамбук. Бамбуковые и тростниковые флейты практически ничем не отличаются, поэтому продавцы называю их «quena bamboo», не вдаваясь в подробности. Дело в том, что для флейты важна не столько толщина, сколько плотность материала стенки. А бамбук имеет довольно высокую плотность и вполне подходит для этих целей. Кроме того, в вопросах аллергии бамбук гораздо более безопасен. А звучит он великолепно, стоит вполне вменяемых денег и при должном обращении будет играть и играть. Конечно же, бамбуковые инструменты, как и остальные деревянные, подвержены трещинам и прочим безобразиям, но любой новый инструмент нужно аккуратно разыгрывать по специальным правилам. Если будет настроение, как-нибудь поговорим и об этом.
С материалами разобрались. Так где будем покупать дудку? Мой вариант – Ebay. Покупал там несколько инструментов, вопросов не возникло. Костяная – не в счёт. Попытаюсь объяснить свой выбор. Подыскивая такой своеобразный предмет, как кена, я решил брать его там, где он не является экзотикой, где таких дудок завались, стоят недорого, конкуренция большая и главное, где знают, как их правильно делать. Есть вариант купить у нас, но чаще всего цена за аутентичные инструменты гораздо выше, а то, что делают наши умельцы, по качеству обычно не дотягивает.
На тему отечественных производителей можно сказать следующее. Чтобы сделать хороший инструмент, нужно уметь на нём играть, и желательно неплохо играть, чтобы понимать, что должен уметь инструмент. Но мы говорили, что кена – инструмент далеко не простой в освоении, и требует значительных навыков и практики, что занимает время. Вряд ли кто-то из занятых мастеров имеет возможность тратить хотя бы час в день на то, чтобы освоить кену. К тому же, внешняя простота конструкции обманчива, и человек, не знакомый с тонкостями, не подозревает о многих подводных камнях, ну просто неизвестный большинству инструмент, чего уж там. Не хочу никого ругать, но попадалась мне сосновая(!) кена, которая не играла даже во второй октаве, но продавалась как музыкальный инструмент, а цена для сувенира была, мягко говоря, высоковата.
Кроме материала, существуют ещё некоторые моменты, влияющие на особенности инструмента. Например, толщина внутреннего канала. Для кены он примерно известен, плюс-минус миллиметр. И вот эти плюс или минус играют важную роль. Если канал относительно велик, то инструмент будет уверенно играть нижние ноты очень насыщенным звуком, но в верхнем регистре возможны сложности с извлечением самых верхних нот. Я не говорю, что там играть невозможно, просто может быть чуть труднее. Если канал относительно невелик, то чаще всего такие дудки передуваются без проблем, но очень требовательны к дыханию в нижней части диапазона.
Я понимаю, что заочно такие тонкости при выборе инструмента вряд ли получится отследить, но предупреждён, значит, вооружён.
Ну и, конечно, главное. Инструмент должен просто нравиться. В этом случае все его недостатки не имеют такого уж определяющего значения. А идеальных инструментов всё равно не бывает, и это тоже нужно помнить. Главное – найти свой. Я за всё время общения с кеной, наверное, сделал все ошибки, какие только были возможны, но желание и настойчивость победили все сложности. Чего и вам желаю.

Видео ниже посвящено этой же теме.


Комментариев нет:

Отправить комментарий