понедельник, 21 августа 2017 г.

Кена (Quena), флейта андских индейцев. Играем гамму. Аппликатура.

Привет, друзья!
Сегодня поговорим о пальцах, но начну издалека.
Самым распространённым среди новичков и в музыкальных магазинах духовым инструментом является блокфлейта, и  с этим не поспоришь. Ведь правда, захотев поиграть на дудочке или услышать её волшебные звуки от своего дитяти , человек идёт в магазин и выбирает  блокфлейту самой приятной расцветки. Это наиболее распространённый сценарий. И недорогой.
И естественно, на ней играют и популярные, и классические, и народные мелодии, от «Одинокого пастуха» до «El condor pasa». Да и дети в музыкальной школе начинают освоение духовых именно с блокфлейты. Она позволяет сформировать основные навыки игры на духовых инструментах или пылится на полке, не особенно обременяя владельца, который к ней охладел, не пианино, всё-таки. Хотя немногие, у кого хватает терпения, узнают, что эта дудочка способна фантастически воспроизводить виртуозные произведения. Тем не менее, стереотип сформирован, и блокфлейта часто ассоциируется именно с начальным уровнем.
Но если человеку захотелось экзотики, и он через Интернет или у индейцев, волшебно играющих свои мелодии на рынках и фестивалях, приобрёл кену, у начинающего кениста возникает первый вопрос: «А как на этом играть? Тут же вон, какие дырки! А пальчики-то у меня вон, какие!» Ну да, это – не блокфлейта. Но к ней мы ещё вернёмся, чтобы доступнее объяснить особенности игры на кене.
 Допустим, мы засвистели с открытыми дырками. А как дальше? И вот тут нужно вспомнить, что это дудка простая, народная, так сказать, от сохи, и барочным куртуазностям не обучена. Поэтому мы её просто берём в руки и просто кладём пальцы на дырочки, без затей. В принципе, всё. Пальцы на дырках просто лежат поперёк, и их ширины вполне хватает. Главное, нужно следить, чтобы дырки были надёжно перекрыты, и под пальцами не проходил воздух, иначе звука не будет.
Звукоряд кены в большинстве случаев начинается с ноты соль первой октавы, и при последовательном открывании дырочек, мы получим гамму соль-мажор. Но осваивать этот инструмент всё же лучше именно с открытых дырок, последовательно их закрывая сверху вниз. Нижние ноты наиболее требовательны к силе выдоха, так что по пути к нижней ноте худо-бедно навык образуется. Как только мы дойдём до самого низа, нижняя соль обязательно сорвётся, взвизгнет. Не переживаем, это нормально. Я же сказал, что нижняя – самая сложная, а дышать правильно мы пока не умеем.
Тем не менее, у нас получилось то, что называется передуванием. Это способ извлечь более высокие ноты. Если совсем умничать, то мы получили обертон, но это не важно. А важно то, что теперь, продолжая аккуратненько визжать, усиливая подачу воздуха на клин и последовательно открывая дырочки, мы можем играть ноты второй октавы. Причём ноты второй октавы сложнее брать вверху, но это уже зависит от нашего амбушура (положения губ) и дыхания.
И теперь можно обратить внимание, что пальцам-то нет никакой разницы, в какой октаве играть, ноты первых двух октав берутся одинаково. То есть, аппликатура (умное слово, обозначающее правильное расположение пальцев на грифе) в верхней и нижней октавах абсолютно одинаковая!  Попробуйте провернуть такой номер на блокфлейте! Там с непривычки можно мозги вывихнуть, запоминая аппликатуру второй октавы. И это ещё не всё! Кена имеет в своём запасе ещё одну октаву. Нужно признать, что звучит она там не очень приятно, да и аппликатура здесь уже посложнее, но тем не менее, блокфлейте такое и не снилось!
Но есть и минусы. Мы же помним, что кена имеет рабоче-крестьянское происхождение, поэтому изначально она знала только простые мелодии и лады. Поэтому с полутонами у неё так себе. Блокфлейта использует вилочную аппликатуру, то есть, закрывая дырочки ниже открытой, можно получить чистый полутон. Наша героиня справляется с проблемой понижения ноты путём перекрытия половинки дырочки. Получить чистый тон таким образом непросто, и нужна практика и опыт, но на скрипке вообще без ладов играют, на слух, и ничего. Ну да, ещё и на тромбоне.
Этот способ, конечно не самый удобный, и не во всех тональностях поиграешь, но всё-таки мы не совсем бессильны. Поэтому кена и с классикой справляется, и джаз может. Но это уже напрямую вопрос о мастерстве исполнителя.

В общем, всё не так уж и страшно, было бы желание. А если желание не даёт покоя, то и с терпением вопрос решится. А уж красота какая получается! Но об этом как-нибудь в другой раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий