Привет, друзья!
Сегодня поговорим о пальцах, но
начну издалека.
Самым распространённым среди
новичков и в музыкальных магазинах духовым инструментом является блокфлейта,
и с этим не поспоришь. Ведь правда,
захотев поиграть на дудочке или услышать её волшебные звуки от своего дитяти ,
человек идёт в магазин и выбирает блокфлейту самой приятной расцветки. Это
наиболее распространённый сценарий. И недорогой.
И естественно, на ней играют и
популярные, и классические, и народные мелодии, от «Одинокого пастуха» до «El condor pasa». Да и дети в
музыкальной школе начинают освоение духовых именно с блокфлейты. Она позволяет
сформировать основные навыки игры на духовых инструментах или пылится на полке,
не особенно обременяя владельца, который к ней охладел, не пианино, всё-таки.
Хотя немногие, у кого хватает терпения, узнают, что эта дудочка способна фантастически
воспроизводить виртуозные произведения. Тем не менее, стереотип сформирован, и
блокфлейта часто ассоциируется именно с начальным уровнем.
Но если человеку захотелось
экзотики, и он через Интернет или у индейцев, волшебно играющих свои мелодии на
рынках и фестивалях, приобрёл кену, у начинающего
кениста возникает первый вопрос: «А как на этом играть? Тут же вон, какие дырки! А пальчики-то у меня
вон, какие!» Ну да, это – не блокфлейта. Но к ней мы ещё вернёмся, чтобы доступнее
объяснить особенности игры на кене.
Допустим, мы засвистели с открытыми дырками. А
как дальше? И вот тут нужно вспомнить, что это дудка простая, народная, так
сказать, от сохи, и барочным куртуазностям не обучена. Поэтому мы её просто
берём в руки и просто кладём пальцы на дырочки, без затей. В принципе, всё.
Пальцы на дырках просто лежат поперёк, и их ширины вполне хватает. Главное,
нужно следить, чтобы дырки были надёжно перекрыты, и под пальцами не проходил
воздух, иначе звука не будет.
Звукоряд кены в большинстве случаев
начинается с ноты соль первой октавы, и при последовательном открывании
дырочек, мы получим гамму соль-мажор. Но осваивать этот инструмент всё же лучше
именно с открытых дырок, последовательно их закрывая сверху вниз. Нижние ноты
наиболее требовательны к силе выдоха, так что по пути к нижней ноте худо-бедно
навык образуется. Как только мы дойдём до самого низа, нижняя соль обязательно
сорвётся, взвизгнет. Не переживаем, это нормально. Я же сказал, что нижняя –
самая сложная, а дышать правильно мы пока не умеем.
Тем не менее, у нас получилось
то, что называется передуванием. Это способ извлечь более высокие ноты. Если
совсем умничать, то мы получили обертон, но это не важно. А важно то, что
теперь, продолжая аккуратненько визжать, усиливая подачу воздуха на клин и
последовательно открывая дырочки, мы можем играть ноты второй октавы. Причём
ноты второй октавы сложнее брать вверху, но это уже зависит от нашего амбушура
(положения губ) и дыхания.
И теперь можно обратить
внимание, что пальцам-то нет никакой разницы, в какой октаве играть, ноты
первых двух октав берутся одинаково. То есть, аппликатура (умное слово,
обозначающее правильное расположение пальцев на грифе) в верхней и нижней
октавах абсолютно одинаковая! Попробуйте
провернуть такой номер на блокфлейте! Там с непривычки можно мозги вывихнуть,
запоминая аппликатуру второй октавы. И это ещё не всё! Кена имеет в своём
запасе ещё одну октаву. Нужно признать, что звучит она там не очень приятно, да и аппликатура здесь уже посложнее, но
тем не менее, блокфлейте такое и не снилось!
Но есть и минусы. Мы же помним,
что кена имеет рабоче-крестьянское происхождение, поэтому изначально она знала
только простые мелодии и лады. Поэтому с полутонами у неё так себе. Блокфлейта
использует вилочную аппликатуру, то есть, закрывая дырочки ниже открытой, можно
получить чистый полутон. Наша героиня справляется с проблемой понижения ноты путём
перекрытия половинки дырочки. Получить чистый тон таким образом непросто, и
нужна практика и опыт, но на скрипке вообще без ладов играют, на слух, и
ничего. Ну да, ещё и на тромбоне.
Этот способ, конечно не самый
удобный, и не во всех тональностях поиграешь, но всё-таки мы не совсем
бессильны. Поэтому кена и с классикой справляется, и джаз может. Но это уже
напрямую вопрос о мастерстве исполнителя.
В общем, всё не так уж и
страшно, было бы желание. А если желание не даёт покоя, то и с терпением вопрос
решится. А уж красота какая получается! Но об этом как-нибудь в другой раз.
Комментариев нет:
Отправить комментарий